МАДОУ Детский сад № 2 "Светлячок", г. Бирск

Проект для детей и родителей "Красная книга РБ"

20 марта [ср]

 

Познавательный проект в подготовительной группе  «Фантазеры»
(создание книги из рисунков детей и родителей, редких и исчезающих видов, животных, птиц, пресмыкающихся, насекомых, и рыб).

Разработала: воспитатель Любашова.М.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

«Красная книга руками детей и родителей»

Адресация проекта: воспитатели дошкольного учреждения, родители

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы «Фантазеры», родители.

Особенности проекта:

По характеру создаваемого продукта:

- информационно – познавательный

- творческий.

По количеству создателей:

- индивидуальный

По количеству детей, вовлеченных в проект:

- групповой

По продолжительности (масштаб):

- краткосрочный (1 месяц)

По уровню контактов и масштабам организации:

- на уровне дошкольного образовательного учреждения.

Актуальность проекта:

Можем ли мы жить без природы, без птиц, деревьев, бабочек и стрекоз, лесов и лугов?  Чем больше становятся наши города, чем выше дома, тем чаще нам хочется уехать подальше за город в наш настоящий общий дом - на природу.

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдавали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но особенно остро стоит эта проблема в наши дни, когда угроза экологического кризиса, может быть, и катастрофы, нависла над человечеством.

Одним из серьезнейших проявлений глобальной экологической проблемы является быстрое сокращение численности многих видов растений и животных. Некоторые виды уже безвозвратно исчезли с лица Земли, другие находятся на грани вымирания. Гибелью животных и растений отмечен путь развития человечества. 

Загрязнение атмосферы, почвы, воды, шумовые загрязнители. Огромные мусорные свалки! Переизбыток удобрений, химических пестицидов, которые используют для борьбы с вредителями! Кислотные дожди! Главные виновники этого – промышленность, электростанции, автомобили. Вырубка больших лесных массивов! Осушение болот, непрерывное расширение автодорог! Лесные пожары! Кто-то хочет получить  больше денег за продажу редкого животного или его меха. Кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие. Кто-то, не думая,  вырывает с корнем цветы, убивает палкой игрушки, бросает камнем в птицу – развлекается.

Природа величава и богата, но в тоже время хрупка и ранима. Все любят природу, но, к сожалению, не все ее берегут. Человек наносит природе большие и малые раны. Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов животных. Причем,  более половины из них уничтожены за последние 50 лет!

Нанесение вреда природе не проходит бесследно. В результате исчезновения растений и животных, выпадения кислотных дождей, увеличения числа токсических свалок и т.д. Земля все более теряет свою жизнеспособность. Главную ответственность за это несет человек. Он же является и главной жертвой этого процесса. Вот почему тысячи организаций в мире пытаются улучшить среду обитания.

В 1966 году по решению Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП)  была впервые издана Красная книга. 

Цели проекта:

1. Знакомство детей и родителей с Красной книгой  республики Башкортостан .

2.Формировать познавательные и творческие интересы детей к окружающей среде.

3.Воспитание эмоционально-положительного отношения к природе родного края.

 4.Стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Задачи проекта:

- Углублять и конкретизировать представление о животном и  мире родного края.

-Выявить значимость «Красной книги», для чего она создана.

-Развивать поисковую деятельность (развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам).

 -Познакомить с тем, как человек влияет на природу, с какой целью создана Красная книга.

 -Воспитывать доброжелательное отношение к животным, растениям, любопытство к ярким особенностям внешнего вида и получать удовольствие от общения с природой.

 -Восхищаться красивыми природными явлениями, добрыми поступками;

- развивать коммуникативные навыки детей в общении со сверстниками и взрослыми.

 -Вызвать желание оказать помощь живым существам: пожалеть, погладить, ласково поговорить.

 - Формировать представления детей о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растений (питание, рост, развитие);

 - Формировать элементарные представления о причинно – следственных связях внутри природного комплекса.

-Развивать познавательные умения детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания природы.

 -Реализовать проектную форму работы с родителями.

- Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе своего края.

-Создать «Красную книгу» из рисунков родителей.

Этапы реализации проекта:

Первый этап. Подготовительный (организационный).

Второй этап. Практический (выполнение проекта)

Третий этап. Заключительный (результат проекта).

Подготовительный (организационный).

Составление плана проведения проекта.

Подбор методической литературы по данной теме.

Чтение художественной литературы (сказок, загадок, стихотворений, пословиц, поговорок).

Формулирование целей задачей проекта.

Подбор видео материала.

Информирование и анкетирование родителей.

 

Практический (выполнение проекта)

Рассматривание живого объекта (Богомол).

Беседа - знакомство с Красной книгой»

Проведение бесед о животном мире Башкирии;

Непосредственно образовательная деятельность(рисование «исчезающие птицы», раскрашивание «насекомые»

Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр («совы и вороны», «польза или вред», «птицы, рыбы, звери», «Летает, плавает, бегает»,)

Прослушивание песен по теме проекта.

Просмотр видео фильма «Животный мир красной книги».

Рассматривание иллюстраций «Красной книги»

 Экскурсия с родителями и детьми в исторический музей г.Бирска.

 

 

Заключительный этап:

Создание Красной книги из рисунков родителей, с аннотацией о животном, птице или насекомом которое  нарисовала семья.

Выставка рисунков детей.

Презентация Книги ручной работы  за круглым столом.

Работа с родителями:

Консультация для родителей «зачем знакомить детей с Красной книгой».

Консультация для родителей «Почему Красная книга – красная».

Знакомство и информирование о проекте.

Экскурсия в исторический музей г.Бирска.

оформление и изготовление Красной книги группы;

информация в родительский уголок «История Красной книги»;

оформление фотовыставки.

Литература

  Т.М.Бондаренко «Экологические занятия для детей 6-7 лет».-Воронеж, 2002.

  «Маленькие россияне» - подвижные игры, произведения устного народного творчества о насекомых, птицах, животных.- Современные воспитательные технологии дошкольного образования.

  Т. Н. Зенина «Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ»-ООО «Центр педагогического образования»,2008.

  А. Грешнивиков «Экологический словарь».

  Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников».-Москва, 2005.

  «Методические рекомендации» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой к «Программе воспитания и обучения в детском саду».-Москва, 2005.

  Н. А. Рыжова «Наш дом – природа».- Москва, 2006.

  В.Ф.Гордеева, Л.Ф.Салимуллина, Л.М.Хафизова Минипрограмма «Мир вокруг нас». – Набережные Челны, 2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Дидактические игры экологического характера

 

Экологическая игра«Совы и вороны»  

Цель: проверить и закрепить представления детей об окружающем мире.

Дети должны разделиться на две команды: «Совы» и «Вороны». Те и другие становятся в шеренгу друг напротив друга на расстоянии 3 метра, за их спинами их дома, также на расстоянии 3 метра.

Воспитатель дает задание:

«Совы» любят правду, «Вороны» - ложь, поэтому, если я говорю правду, «Совы» должны ловить «Ворон». «Вороны» убегают в свои дома и наоборот.

Затем воспитатель произносит фразы природоведческого содержания:

-медведи любят есть тигров

-у березы весной бывают сережки

-слоны не умеют плавать

-дельфин – это животное, а не рыба

Дети должны осознать правильность или неправильность фразы, основываясь на своих знаниях по этой теме и сами отреагировать своим поведением (убегать или догонять) на эту фразу. Целесообразно после каждого раза спрашивать детей о том, почему они так или иначе поступили, а после 2-3 фраз поменять игроков местами.

 

Экологическая игра«Польза - вред»

 

Цель: дать понять детям, что в природе нет ни полезных ни вредных, одни только необходимые.

1 этап

Первый вариант: «Польза –вред».

(тема: живая природа) .

Дети должны встать в круг. Воспитатель задает вопрос: «Какая польза от пчелы? », дети должны по очереди ответить на вопрос, не повторяя ответы товарищей. Затем задание меняется: «Какой вред от пчелы? »

Второй вариант: «Нравится – не нравится».

(тема: неживая природа).

Принцип организации см. вариант 1.

Третий вариант: «Хорошо – плохо».

(тема: времена года и 4 стихии: вода, воздух, земля и огонь). Принцип тот же.

2 этап

Воспитатель задает вопрос: «Что случилось бы, если бы все плохие качества природных объектов исчезли, и все окружающее стало бы хорошим? » (волк стал хорошим - перестал есть зайцев, зайцев бы развелось столько, что они погрызли бы всю кору на деревьях, деревьев стало бы меньше и многим птицам негде было бы жить) .

Выясняется, что если от всего будет только польза и никакого вреда, то жизнь на планете резко изменится и даже может погибнуть.

В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что нет вредных существ, нет полезных, в природе нет ничего лишнего, всё необходимое.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

 

«Птицы, рыбы, звери»

 

Цель: Упражнять детей в умении называть предмет определённой  группы предметов.

Игровые действия:

Ведущий бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

«Летает, плавает, бегает»

 

Цель: Изображать способ передвижения объекта.

Игровые действия:

Ведущий называет или показывает детям объект живой природы и предлагает детям изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «медведь» дети начинают подражать ходьбе как медведь; «сорока» дети начинают махать руками и так далее.

«Кто где живёт?»

Цель: Определять место среды обитания животного, правильно определять место «дома» объекта.

Игровые действия:

У воспитателя картинки с изображениями животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, дупло, берлога, река, гнездо и так далее).

«Узнай по объявлению»

Цель: Продолжать знакомить с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания). Развивать логическое мышление.

Игровые действия:

Педагог предлагает детям поиграть. Объясняет правила в игре, надо внимательно послушать объявление и отгадать о ком идёт речь (животное  или птица) говорится в объявлении. Тот, кто угадал, получает фишку и в конце игры подводится итог.

1. Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.

2. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.

3. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?

4. Помогу всем, у кого сломался будильник?

5. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом.

6. Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья.

7. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию?

8. Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый!

9. Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один -  медлительность.

10. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне.

11. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью.

12. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Ку-ку!

13. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть!

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия-беседы

«Что такое красная книга»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Провела: воспитатель

подготовительной группы «Фантазеры»

Любашова М.А. 

 

Цели: Формировать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе. Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать

Задачи: Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями,

животными.

Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу погубили много растений и животных, что в результате ухудшения экологической обстановки в природе дикие животные продолжают погибать на нашей планете.

 

Ход занятия:

Ребята, в нашей стране очень много разных растений и животных Какие животные обитают в России? Птицы? Насекомые? Кто живет в Черном море? (Ответы детей).

Среди них есть такие, которых осталось очень мало. Их так и называют – редкие. Как вы думаете, почему они стали редкими? (Ответы детей).

Редкие животные и растения в нашей стране, и в других странах тоже, охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше.

Задумались люди: как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

И вот ученые решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета? Потому что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Он как красный сигнал светофора предупреждает «Осторожно! Может случится беда. Вот так выглядит Красная Книга России (Показ).

Она информирует, какие виды животных и растений в опасности. Призывает изучать эти виды. Предупреждает об исчезновении этих видов. Советует, как сохранить эти редкие виды растений и животных. Для удобства пользования, страницы  у книги цветные.

На красных листах помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения и которые уже невозможно спасти без введения специальных мер охраны.

На желтых листах— уязвимые виды. Эти виды встречаются в количествах достаточных для выживания, но их численность очень быстро сокращается.

На белых листах помещены сведения о редких видах растений и животных.

Эти виды не находятся под угрозой вымирания, встречаются очень редко, на ограниченных территориях, поэтому могут скоро исчезнуть.

На серых листах — сведения о мало изученных и редких видах. Возможно, они находятся под угрозой, но так как нет достаточной информации, то нельзя оценить, к какой группе они относятся.

На зеленых листах — сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности.

Черными страницы стали тогда, когда вообще с лица Земли исчезли некоторые виды.

Как вы думаете, от человека зависит красота природы? А всегда ли человек помогает природе? (Ответы детей).

А ведь мы крепко-накрепко связаны с растениями и животными. Уничтожим птиц – насекомые съедят всю зелень – люди не смогут есть плоды, овощи. Так всегда происходит в природе: исчез один – заболел другой – погиб третий.

Взгляните на эти картинки. (Показ). На них изображены животные, птицы, насекомые которые нуждаются в защите. Их в России осталось мало. Это

Полосатая гиена- Очень редкий ночной зверь. Обитает в пустынных местах Средней Азии и в Закавказье. Питается чем придётся, ловит черепах, а летом приходит на бахчи, где ест арбузы и дыни.

В начале века практически истребили таких огромных животных, как зубры. Они водились в лесах Белоруссии. Остались только звери, которые жили в зоопарках – 48 штук. Надо было срочно спасать зубров. Их выпустили в заповедник – Беловежскую пущу. Подкармливали зимой, следили, чтобы звери не болели, тщательно охраняли, особенно молодняк. Зубров спасли, но ведь прошло около 80 лет. Где вы могли встретить Зубров? (ответы детей)

Амурский тигр сохранился только в густой дальневосточной тайге, где охотится на кабанов и оленей. Скажите, пожалуйста, похож ли он на тигров, которых вы видели в зоопарке? (ответыдетей)

Красный волк - Красные или горные волки— хищные млекопитающие, представители семейства псовых (также является единственным оставшимся представителем рода Cuon). Этот вид очень редкий, находится под угрозой исчезновения.

Курильский тюлень - Обитатель далёких Курильских островов. Как и другие тюлени, питается различной рыбой.

Куланы Стада куланов пасутся сейчас только в заповедниках Туркмении. Сейчас кулана расселяют в новые места.

Пятнистый олень - Раньше жил только в дальневосточной тайге. Сейчас расселяется во многих местах.

Джейраны - Обитают в пустынях средней Азии, Казахстана, в Азербайджане. Сейчас этукрасивую антилопу разводят в специальных питомниках.

Посмотрите кроме крупных животных, в Красную книгу занесены птицы. Такие как Сокол-Сапсан. Розовая чайка, белый журавль. А посмотрите на эту птицу- зовётся она Журавль-красавка - самый маленький представитель семейства Журавлиные. Длина тела этой птицы - до одного метра, масса - 2-3 килограмма.

А это красивая птица (ответы детей). Молодцы! Это розовый фламинго, посмотрите. У фламинго тонкие длинные ноги, гибкая шея и оперенье, окраска которого варьирует от белого до красного цвета. Их особым отличительным признаком является массивный выгнутый вниз клюв, с помощью которого они фильтруют пищу из воды или ила. В отличие от большинства других птиц, подвижной частью клюва у фламинго является не нижняя, а верхняя.

В старину люди разумно пользовались дарами природы. Никогда не убивали самок и детенышей, выпускали из сетей рыбью молодь и рыб с икрой, рубили только старые и больные деревья.

К сожалению, в наши дни люди забыли об этих добрых традициях предков.

Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Кроме Красной Книги люди придумали заповедники. Что такое заповедник? Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповеднике охраняется все: травы, грибы, птицы, рыбы и все живоеКак вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу? (Ответы детей). Правильно, охранять природу нужно в любом месте.

Давайте вспомним правила охраны природы.

1. На природе запоминать увиденное.

2. Ходить по тропинкам.

3. Не ломать ветки деревьев.

4. Не топтать цветы, травы.

5. Не кричать, не включать громко музыку.

6. Не лезть в птичьи гнезда.

7. Не ловить насекомых.

8. Не разрушать грибницы.

9. Не ловить мальков и лягушек.

10. Не рвать паутинки.

11. Не оставлять не затушенных костров.

12. Не разорять муравейники.

А чем же мы с вами можем помочь редким растениям и животным? (Ответы детей). Давайте мы сами никогда не будем сами их обижать и не дадим их другим в обиду. Расскажем всем знакомым о беззащитных растениях и цветах.

Ребята, если хотите, мы с вами сделаем свою Красную Книгу, которая будет находиться у нас в детском саду. Каждый раз, узнав о редких растениях или животных, мы будем пополнять ее картинкам и подписями. Тогда каждый, и мы, и взрослые, запомним их и не дадим в обиду.

И тогда наша Земля будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных, для всех растений. Послушайте, какие красивые стихи написал об этом поэт Л. Дайнеко.


Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты.

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.


Скажите, пожалуйста, что нового мы сегодня с вами узнали (ответы детей).

А сейчас я хочу вам показать рисунки редких видов животных и птиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект интегрированного занятия

«Знакомство с Красной книгой Башкирии»

(в подготовительной группе)

 

 

 

 

 

Подготовила: воспитатель Любашова М.А.

 

 

Цель занятия: Познакомить детей с Красной книгой Башкирии.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Задачи:

1. Развивать нравстенно-эстетические чувства старших дошкольников.

2.  Формировать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе. Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.

3. Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями, животными.

4. Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных, что в результате ухудшения экологической обстановки в природе дикие животные продолжают погибать на нашей планете.

Материал: Демонстрационные картинки с изображением  животных, насекомых и птиц республики Башкортостан.

Красная книга, принадлежности для рисования, фото-птиц и  цветов занесенных в красную книгу.

Все чаще в книгах, статьях, в фильмах читаем, видим, слышим мы тревожные и возмущенные сообщения о гибели многих видов диких животных. В активную борьбу за  спасение редких животных планеты вступает с каждым годом все большее число людей.

Каковы причины исчезновения редких животных?

Они разные.

Браконьерство, например. Почему оно так опасно?

Ответ детей: Истребляются редкие виды животных.

Немалый вред фауне многих стран наносят частные зоопарки. Особенно плохо животным бывает в передвижных зоопарках. Как вы думаете, почему?

Ответы воспитанников: Животные не всегда находятся в надлежащих условиях.

Одна из главных причин гибели многих животных – разрушение природной среды их обитания.

Еще одна причина - "фактор беспокойства" - сокращает число диких обитателей леса. Люди, из любопытства приезжающие на машинах в заповедники без оружия, но все в большем и большем количестве, вытаптывают травы, разрушают подлесок, тревожат животных. Гнездящиеся на земле редкие птицы страдают от этого больше всех. Итак, давайте сделаем вывод, что объединяет все эти причины?

возродить утраченные виды мы, люди, при всех наших достижениях в области науки и техники ни сегодня, ни завтра не сможем.

Поэтому в 1961 году был образован Всемирный фонд охраны природы. Изображение большой панды — эмблема этого фонда. Большая панда — животное уникальное, настоящая жемчужина среди диких зверей и очень красивая. Вот почему и избрали ее изображение в качестве эмблемы такой авторитетной организации.

В 1963 году впервые появился реестр редких и исчезающих видов диких растений и животных, которому было дано название – Красная книга.

Как вы думаете, почему переплёт этой книги красного цвета?

Ответы воспитанников: Красный цвет – это сигнал тревоги, опасности, предупреждения. Он, как красный цвет светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда».

Ответы воспитанников: Необдуманная деятельность человека.

О Красной книге впервые заговорили после второй мировой войны. Тогда впервые люди задумались, что с 1600 года Земля по вине человека потеряла навсегда 63 вида животных. В том числе дикий бык – тур, от которого произошла корова. Исчезла дикая лошадь – тарпан на просторах Европы, дикая лошадь Пржевальского в Азии. Главный трагизм этих фактов состоит в том, что

Столько редких животных и птиц.
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц,
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
“Красная книга” – Красная!
Значит природа в опасности.

(В. Дубровин)

Многие страны составляют сегодня собственные Красные книги. Подобная книга в России была создана в 1974 году. В ее списках значились 52 вида зверей и 65 видов птиц. С тех пор этот список растет.

Первая книга в Башкирии была издана в 1984 году, а в 1987 г была переиздана. В 2001г.  Кабинет Министров Республики Башкортостан постановил учредить Красную книгу Республики Башкортостан. Теперь в Башкирии законодательно защищены 112 видов животных. В третьем томе Красной книги, посвященном животным, перечислены 39 видов беспозвоночных, 7 - рыб, три - земноводных, 6 - пресмыкающихся, 41 - птица, 18 видов млекопитающих. Стоит отметить, что 49 видам из этого числа присвоен федеральный природоохранный статус.

В настоящее время на охраняемых природных территориях республики охраняются такие животные, как: лось, марал, косуля, медведь, рысь, бобр, барсук, сурок-байбак, кабан, норка, выхухоль и некоторые другие.

Тем не менее, генофонд фауны становится беднее. По мнению экспертов, за четыре века с территории Башкирии исчезли 10 видов животных. В наших краях перестали водиться тарпан, северный олень, сайгак, росомаха, соболь, черный гриф, белоголовый сип, дрофа, кудрявый пеликан, белорыбица.

Знаменательно то, что Красная книга включила не только тех животных, которые уже оказались редкими, то есть на грани исчезновения, но и тех, которые могут пополнить этот список в самое ближайшее время.

Тех, кто осмелится посягнуть на исчезающих животных, ожидает наказание в виде штрафов, установленных постановлением правительства РБ, за каждое разрушение, повреждение или уничтожение гнезд, логовищ, убежищ, жилищ животных, незаконное изъятие или уничтожение яиц птиц, кладок икры.

Давайте познакомимся с некоторыми из них (рассматривание изображений некоторых видов: жук – олень, обычный богомол, речная лягушка, сапсан, филин, лебедь – кликун, черный аист, степной орел, ушастый еж, болотная черепаха).

Практическая работа. Рисование птиц из Красной книги (степной орел, черный аист).

Ребята, сейчас я вам предлагаю встать около своих мест и представить себя птицами .

Проводится физкультминутка «Филин на охоте»

Ребята, сегодня к нам на занятие прилетели две птицы. Попробуйте, отгадать какие (загадка об орле и об аисте).

Показ образцов рисунков, краткий рассказ об внешних признаках. Рассматривание схемы рисования, самостоятельная деятельность детей.

К сожалению, работа учёных над Красной книгой не прекращается. Учёные постоянно заполняют страницы этой тревожной книги. И от вас во многом зависит, появятся ли в будущем на её страницах новые названия растений и животных.

Подведение итогов. Вывод.

Ребята, давайте вспомним, над какой темой мы сегодня работали? Для чего была создана Красная книга? К чему она призывает? Каковы причины исчезновения растений и животных? Кого из этой книги вы запомнили? Кого мы сегодня рисовали?

Ответы воспитанников.

В заключении демонстрируется клип на песню  О. Газманова «Красная книга».

Правила поведения на природе.

1. На природе запоминать увиденное.
2. Ходить по тропинкам.
3. Не ломать ветки деревьев.
4. Не топтать цветы, травы.
5. Не кричать, не включать громко музыку.
6. Не лезть в птичьи гнезда.
7. Не ловить насекомых.
8. Не разрушать грибницы.
9. Не ловить мальков и лягушек.
10. Не рвать паутинки.
11. Не оставлять не затушенных костров.
12. Не разорять муравейники.

13. Не брать лесных зверьков домой


Консультация для родителей

«Зачем знакомить детей

с Красной книгой»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: воспитатель Любашова М.А.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

В связи с этим, цель работы ДОУ и семьи: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее. И, кроме того, отношение к себе как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. 

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей.

Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматьсявопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. 

Знакомя детей с Красной книгой, порассуждайте: для чего люди создали Красную книгу, почему нельзя быть жестокими по отношению к любому живому существу, что угрожает живой природе, что необходимо предпринять для сохранения и увеличения численности редких растений и животных, почему каждый из нас несёт ответственность за сохранение природы.

 Создайте с ребёнком свою страницу Красной книги, для этого нужно  собрать информацию о представителе живой природы, приготовить рисунки или фотографии, оформить страницу. Полезно посетить с ребёнком Зоологический, Краеведческий музеи, океанариум, дельфинарий. Предложите и помогите вашему ребёнку отразить свои впечатления от увиденного в художественно-творческой деятельности: рисунках, поделках, сочинении рассказов.После этого дети с удовольствием представят свои страницы в детском саду и соберут общую Красную книгу.

Начните знакомство детей с Красной книгой с простых знакомых представителей живого мира. Ребят постарше можно познакомить с более сложными, необычными видами.

Детям будет интересно послушать рассказы о природе Е.Чарушина, В.Бианки, Н.Сладкова и др., рассмотреть иллюстрации художников, поразгадывать загадки и кроссворды о животных и растениях.

Познакомьте детей с уже исчезнувшими на Земле растениями и животными. Обсудите, как было бы интересно увидеть их в природе, понаблюдать за их жизнью, и что должны делать люди, чтобы не допускать подобного.

При первой возможности, в любое время года, если позволяет погода, отправляйтесь в лес, парк, поле, к реке, чтобы увидеть необозримые дали и сказочные нагромождения облаков. Отнесите гостинцы лесным зверькам. Постарайтесь в самом укромном месте устроить привал. Замрите и затаитесь. Может быть, Вам посчастливится увидеть белочку или полюбоваться работой дятла. Радость встречи с живыми существами надолго останется в памяти детей, пробудит пытливость, добрые чувства к природе.

 Уважаемые родители! Воспитывайте у детей любовь и бережное отношение к растениям и животным, учите их правильно вести себя в лесу, в поле, у водоёмов. Рассказывайте, как губительно действует на обитателей леса шум. Из-за шума птицы бросают гнёзда, а лесные зверушки убегают из леса. Поэтому в лесу  и в природе,  в целом, необходимо соблюдать тишину. Рассказывайте детям об опасности пожаров, и о том, что нельзя портить деревья, разорять гнёзда, добывать берёзовый сок, засорять водоёмы, разорять муравейники  и многое другое.

 

Консультация для родителей

«Почему Красная книга – красная»


Посмотри, мой юный друг,

Что находится вокруг:

Небо светло-голубое.

Солнце светит золотое.

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Птицы, звери и леса.

Гром, туманы и роса,

Человек и время года-

Это всё вокруг – природа.

Всё, что нужно год от года

Нам даёт сама природа.

И поэтому все мы

Жить не можем без воды.

Без растений и животных,

Без красивых гор высоких,

Без лесов, полей и рек

Жить не может человек,

Так давайте сбережём

Наш земной природный дом!


Мировая природа наделена множеством различных творений. Отдельное место отведено растениям и животным. Увы, ничего вечного не бывает, многие виды, как животных, так и растений постепенно скрываются с лица земли. Поэтому, чтобы хоть как-то сохранить память об исчезающих живых чудесах мира, люди создали «Красную книгу», в которую постепенно записывают, и по сей день, редких животных и растений. Почему ее именно так назвали? Почему «Красная книга» – красная (ведь она на самом деле уже долгое время издается с красной обложкой), а не синяя или зеленая?

История создания Красной книги

       Официальным основанием для создания Красной книги Российской Федерации сейчас являются Закон «О животном мире» и Постановление Правительства РФ №158. В нем, в частности, декларируется, что Красная книга РФ является официальным документом, содержащим свод сведений о редких и исчезающих видов животных и растений, а также необходимых мерах по их охране и восстановлению. Сейчас органом, отвечающим за ведение и издание Красной книги России, является Госкоэкология РФ, научное обеспечение возложено на Всероссийский научно - исследовательский институт охраны природы (ВНИИ природа). Большую роль в подготовке нового издания сыграла организованная в 1992 г. Комиссия по редким и исчезающим видам животных и растений, в которой работают специалисты Института проблем экологии и эволюции.

        Началось все с того, что в 1948 году в небольшом городке, находящемся рядом с Парижем, проходила международная конференция, на которой и решили создать Международный союз охраны природы и природных ресурсов, который до сих пор является издателем международной Красной книги. После создания этого союза по всему миру начался сбор необходимой информации о редчайших растениях, насекомых и животных, которые находились под угрозой исчезновения. В 1966 году появились первые тома «Красной книги», в которых было подробно описаны беды флоры и фауны нашей планеты. К великому сожалению, список исчезающих видов увеличивается с каждым днем, а это говорит о том, что природа так и продолжает находиться в смертельной опасности.

 

О главном: почему Красная книга – красная?

        Название и цвет обложки книги как бы кричит: «Люди, остановитесь! Не губите природу!» Красный цвет считается сигналом тревоги, это своеобразный сигнал к бедствию, сигнал о помощи, который пытаются донести до нашего разума животные и растения нашей природы. Именно поэтому книгу так назвали и обрядили в красную обложку, а также для того, чтобы обратить внимание общества на окружающие проблемы и попытаться остановить зверское уничтожение живой природы.

       Красная книга – это не закон об охране природы, она всего лишь собрала в себе множество фактов ученых о мировой флоре и фауне. Ее цвет указывает на надвигающуюся опасность и является предостережением того, что за последствия, приведшие к гибели целых видов растений и животных, придется отвечать всем нам. В эту книгу заносятся те растения и животные, которые были созданы несколько тысяч лет назад, а теперь, из-за человеческой глупости, они оказывается перед проблемой полного исчезновения с лица земли. К сожалению, природа никогда не сможет сотворить то, что уже когда-то создавала… 

     Листы книги под красным переплётом имеют различную окраску – красные, белые, жёлтые, зелёные.

    Красные страницы – растения и животные, которых осталось очень мало на Земле, они находятся под угрозой вымирания.

     На белых страницах оказались – редкие виды, которые находятся под угрозой вымирания, но встречаются только в небольших количествах и на такой ограниченной территории, что легко могут исчезнуть.

    Жёлтые страницы занимают – растения и животные, количество которых всё время сокращается, но пока ещё достаточно для выживания, если не ухудшатся резко условия их жизни.

    На зелёных страницах – растения и животные, которые восстанавливаются благодаря заботам человека.

     В конце Красной книги кратко рассказано о том, где живут редкие растения и животные, сколько их осталось.

     Красная книга – это книга, которая постоянно изменяется, потому что условия обитания животных меняются, и все новые виды могут оказаться в катастрофическом положении.

 


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.